Зачем малышу сказки

Как - то раз,  мы с детворой остались на даче без книжки. Я полезла в старый шкаф и, ко всеобщему удовольствию,  нашла сборник сказок. Однако радость моя была преждевременной, сказки оказались не адаптированные. Читать их малышам я не смогла. Там было много каких-то малоприятных физиологических подробностей, кровожадных концовок и т.д. Помню, я сильно возмущалась, кто придумал такие «народные» сказки и по возможности, что называется «на ходу», их меняла. 

Возмущение по поводу негатива в детских стишках, сказках я очень часто слышу и от других взрослых. Неоднократно встречаю  родителей - интеллектуалов, которые с гордостью говорят: «Наш сказки не любит, мы сразу знакомим его с серьезной литературой». Т.е. предполагается, что сказки – это что-то ненужное, несерьезное, более того, несущее негатив в детский мир. Но, тогда почему сказки возникли  в культуре всех народов мира?  Более того, если вы полюбопытствуете и полистаете их, то обнаружите удивительное сходство сюжетов. У всех народов есть своя «Красная шапочка», «Спящая красавица», «Царевна – лягушка» и т.д. Эти сказки живут в бесчисленных вариантах, приспосабливаясь к местным условиям, народным обычаям и обрядам.  Полистав соответствующую литературу (а сказкам посвящена целая научная дисциплина), я сделала вывод, что тут не все так просто и прямолинейно. Вот что хотелось бы вам рассказать. 

Сказки необходимы детской душе по многим причинам. Прежде всего, сказка помогает навести порядок во внутреннем мире ребенка. Мы уже с вами говорили о том, что ребенок живет в хаосе, в большом потоке информации. Малышу сложно осознать и тем более управлять всей той гаммой чувств, которая его заполняет. В детской душе страх одновременно перемешивается с восторгом, любовь с ненавистью. Сказка становится тем незаменимым помощником, который все расставляет по полочкам. 

Например, тот факт, что все сказочные персонажи окрашены одним цветом, они или абсолютно хорошие или абсолютно плохие, очень помогает ребенку, так как он еще не в состоянии испытывать смешанные, сложные чувства. В сказке все очень наглядно, герой не испытывает чувства, он их выражает своими поступками и действиями. Если герою страшно – он бежит, если ему обидно – он плачет. Такие наглядно – действенные образы понятны малышу, они говорят с ним на его языке. 

Для большей ясности приведу несколько примеров:

• Чувства ребенка часто носят двойственный характер. Малыш обожает маму, он жизни своей не представляет без нее, но при этом он может испытывать раздражение по отношению к ней, злость, агрессию. Крохе тяжело и страшно осознать эти чувства. Разобраться в этом раздвоении личности, таком мучительном для малыша, помогают раздвоенные сказочные персонажи, например мать и мачеха в «Спящей красавице», отец и дракон в «Аленьком цветочке» и т.д. 

• Очень часто ребенку кажется фантастическим то, что взрослый умеет делать все. Малыш понимает, что ему никогда с этим не справиться. И тут опять на помощь приходит сказка. В ней всегда есть волшебные предметы (палочка, цветочек) или сказочный зверь (Конек- Горбунок, Карлсон), которые помогают главному герою выполнить самые невероятные задания, почувствовать себя всемогущим, уверенным в себе. 

• Сказка учит ребенка, что в каждом из нас живет волк, наполненный злобой, ненавистью, стремлением сломать, разбить, съесть. Волк – это неуправляемая агрессия, которая в сказке всегда жестоко наказывается. Малыш на конкретных примерах видит, что если он не владеет этим своим внутренним зверем, то он  может попасть в беду. Сказка ему подсказывает, что нужно учиться  управлять волком в своей душе.  

• Внутренний невидимый процесс трансформации, изменения личности, ее взросление в сказке всегда конкретно и зримо: съеденная волком Красная шапочка появляется из вспоротого живота волка, Спящая красавица просыпается после долгого сна, царь выскакивает из котла с кипящим молоком, т.е. герой умирает, чтобы возродиться в новом качестве: стать умнее, опытнее. 

Получается, что сказочные персонажи делают чувства, переживания ребенка видимыми.  Малыш может увидеть непонятные, неуловимые движения своей души в конкретных, зримых сказочных образах.

Еще один момент в сказкотерапии. Она требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, малыш живет в нем вместо своих героев, преодолевает препятствия, умирает и вновь возрождается. Таким образом, сказка в конкретных образах и поступках помогает малышу справиться с той или иной задачей. Построив в сказочном мире конфликтную ситуацию, малыш может разобраться, что творится в его душе. 

Исходя из всей этой информации, что хотелось бы посоветовать взрослым. Первое,   исправлять,  «облагораживать» сказку нельзя. Вы можете лишить ее глубинного смысла, сами не подозревая о том. Например, славноизвестные  «Три поросенка». В неадаптированном, народном варианте волк съедает двух поросят и в конце повествования остается только третий, самый умный из братьев. В литературном варианте в конце сказки все три поросенка танцуют вместе с волком. Если сравнивать эти  диаметрально противоположные концовки с позиции нашего, взрослого восприятия, второй вариант, конечно же, добрее. Это и есть любимый и желанный happyend. Однако, в этом, «цивилизованном» варианте, для ребенка весь смысл сказки затоптан, его там просто нет. Почему? 

Дело в том, что для ребенка три поросенка – это один поросенок на разных этапах своего развития. Самый маленький был несмышленым и волк его съел, а самый старший учел опыт предыдущих этапов, повзрослел, стал мудрым и волку к нему не добраться, съесть он его не может. Мораль сказки  для малыша очевидна. В отредактированном варианте весь этот смысл исчезает. Волк танцует с тремя поросятами – значит все равно, каким тебе быть (работать, строить домик своей души или песенки распевать на улице и не думать о своем будущем), волк все равно тебя не съест.  

Второе, сказку нельзя читать, ее нужно рассказывать. Когда вы смотрите на ребенка, вы видите  его лицо, его реакцию. Таким образом, вы можете заметить, какое место в сказке его больше всего задевает и в результате получите информацию о внутренних переживаниях малыша. Порой, это бывает единственный источник, который доступен взрослому, но который мы так часто игнорируем. Читайте сказки, окунайтесь в этот неповторимый мир вашего ребенка. Я вам желаю удачи в постижении волнующего мира  сказки и детской души!