Ваше имя:
Ваш тел.:
Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована.

email рассылки

Не лишайте малыша его побед

Не лишайте  малыша его побед. Следуйте инициативе ребенка, никогда не рассказывайте ему, каким должен быть ЕГО замок!

Карапуз строит из песка замок, подходит папа и начинает организовывать весь строительный процесс – сюда башенку, а тут ровчик. Да, получился красивый замок, а смысл этой красоты? 

Малыш тянется за апельсином. Мама услужливо его подает и в ответ получает рев и плач. Зачем ему теперь этот ненужный  апельсин?

Группа детей что-то рассматривает, 3-х летний карапуз не может увидеть, что там, на что они все смотрят. Он начинает искать глазками, что придумать. Сердобольная воспитательница хватает стульчик и несет его к малышу, ставит его на это возвышение и карапуз теперь все видит. Но нужно ли ему теперь это? 

В воспитании самое сложное – не мешать, ничего не делать вместо ребенка, предоставлять  детям  больше  действовать  самим и меньше требовать от других. Не мешайте своему малышу взрослеть, набираться опыта. Наблюдайте за ребенком и следуйте его инициативе, помогайте только тогда, когда он вас об этом попросит или вы видите, что ситуация выходит из-под контроля.  

Как же надо было бы поступить «по умному» во всех  вышеперечисленных ситуациях? 

• В противовес прямому инструктажу «делай так, а так не делай», создается ситуация, в которой  малыш сам приходит к нужному выводу. В случае со стульчиком, воспитательница должна была понаблюдать за малышом, посмотреть к каким действиям он бы сам пришел. И только в том случае, если бы малыш совсем растерялся, ей нужно было бы на своем примере показать, как бы она использовала стульчик для  «дела». Ребенок, увидев стул в действии, повторил бы самостоятельно. При этом он сам бы взял стульчик, сам бы его понес, поставил, залез на него и т.д. Это было бы ЕГО достижение, ЕГО победа. А может  для решения ситуации он придумал бы совершенно другой способ! Своей «медвежьей» услугой воспитательница украла у малыша опыт и победу. 

• Не критикуете,  не комментируете, не сравниваете. В ситуации с песочным замком папе нужно было «только» наблюдать, участвовать он мог только после того, как ребенок сам  его пригласил и то, только в роли подсобного рабочего. Никогда нельзя рассказывать ребенку, каким должен быть  ЕГО замок!

• В ситуации с апельсином необходимо было, прежде всего, дать ребенку возможность самому дотянуться, самому взять в ручку заветное оранжевое чудо и попробовать его чистить. Получилось – хорошо, но, как правило, получается не очень. Малыш может бросить апельсин – недотрогу и расплакаться. Вот теперь нужна ваша помощь.  В беседе с ребенком обращайтесь к его эмоциям («Ты расстроился, это действительно обидно…»), упор делайте на вопросы и «рассуждения вслух» («Апельсин любит, когда его берут в ручки вот так, затем мы можем сделать дырочку и начать чистить…»), акцентируйте  внимание ребенка на  последствиях его поступка («Ты бы не хотел, чтобы тебя так бросили, как ты это сделал», « Фрукты помогают тебе вырасти сильным и здоровым, давай попробуем с ним подружиться»).  При данном подходе взрослый как бы просит помощи ребенка и «конфликт желаний» ярко не выражается, он замаскирован. 

 

При таком подходе взрослый всегда рядом, но, при этом, он «скользит как тень», он создает ситуации, окружение, среду, он помогает ребенку многие вещи сделать самому.В мудром воспитательном процессе активен только один – ваш ребенок, инициатива взрослого отрицается, она не уместна. Не воруйте у малышей их побед, не забирайте у них восторга ситуации «Эврика! Я все понял, я это сделал САМ!». Не давите и не нависайте над крохой со своим авторитетом.