Ваше имя:
Ваш тел.:
Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована.

email рассылки

Какая она, лучшая игрушка?

Кукла Маша, Кукла Даша…

Для ребенка весь мир – это большая игрушка. Он может играть со всеми предметами, что его окружают. При этом, следуя инстинкту подражания, он, прежде всего, выберет то, с чем  играют окружающие его взрослые. Например, ребенок видит, что его мама "играет" с кастрюлями, а не с кубиками, поэтому и егопривлечет, прежде всего, кухонная утварь. Думаю, каждый из вас наблюдал, с каким упоением наши карапузы  вставляют кастрюльки и сковородки одна в другую, пытаются подметать пол, мыть посуду.Они самозабвенно копируют нас. Поощряйте малыша, предоставляйте ему «площадку» для этих игр. С вашими кастрюлями ничего не случится, а малыш получит ни чем невосполнимый опыт. 

Что касается непосредственно игрушек. Если вы хотите создать для своего крохи по настоящему живительную среду, которую в науке называют «развивающее пространство», то без них, конечно же,  никак не обойтись. Это аксиома, которая в ХХI веке доказательств не требует.

Вопрос заключается в другом -  сколько игрушек должно быть у малыша. Одни эксперты утверждают, что до года следует одновременно давать ребенку не больше одной игрушки, от года до 2 лет ребенок может располагать одновременно 2 игрушками, затем, по мере того как увеличивается его внимание, способность к сосредоточенности, число игрушек может быть увеличено. Однако и в 4 года не следует помещать в поле зрения ребенка больше 4-5 игрушек.

В других источниках указывается, что после 3-4 месяцев в комнате у малыша может быть 5-6 игрушек.  На мой взгляд, как всегда, нужно отталкиваться от ребенка, кому-то двух игрушек достаточно, кто-то может справиться и с пятью. Малыш сам вам подскажет, присматривайтесь к нему почаще.  Главное помнить, что избыток игрушек для крохи не полезен, детское внимание  не в состоянии справиться с большим объемом информации. 

Своеобразную позицию по отношению к детским игрушкам занимают последователи вальдорфской педагогики. У них есть одноправило, согласно  которомуребенку нельзя давать слишком много вещей и нельзя, чтобы эти вещи были полностью "готовые". Что имеется в виду? 

Помните принцессу в сказке " Братья - лебеди"? Девочка воспитывалась в крестьянской семье и единственным ее развлечением было - смотреть на солнце через дырочку в зеленом листочке. Вот этот зеленый листочек и является хорошим символом  правильной игрушки.  Самая лучшая игрушка та, которую ребенок может заставить изменяться в процессе игры разными способами, та, которая запускает в движение самую мощную формирующую силу мышления - детскую фантазию.Зеленый листочек и является прообразом такой игрушки. Уж он то точно запускал фантазию принцессы. 

В игрушке главное   развить  творчество ребенка.Возьмем обычную картонную коробку. В ходе игры она может превратиться и в  кровать, и в дом, и в грузовик,  танк,  крепость и даже в гараж. А во что может превратиться готовый грузовик? Конечно, может и он стать еще чем-то, но, согласитесь, вариантов будет меньше. Порой для малыша  два составленных кубика  более интересны, чем готовый паровоз.  Почему? Да все потому же - кубики дают возможность додумать, дофантазировать, а готовый паровозик  оставляет меньше места для воображения.  Поэтому родители, стесненные в средствах, напрасно сокрушаются, что не могут покупать ребенку дорогих «законченных» игрушек.

Исходя из всех этих размышлений вальдорфские педагоги  выступают против готовых промышленных игрушек - "красивых кукол". По их глубокому убеждению, чем менее фиксирована игрушка, тем больше простора для детской фантазии. Готовая кукла с застывшей улыбкой противоестественна. В процессе игры она ни печалится, ни смеется,  не может злиться и хитрить. " Почему ребенок должен считать то, что он воспринимает извне, более "правдивым", чем то, что воспринято его внутренним воображением?" - вопрошают сторонники данного подхода. 

Нам, конечно же, очень непривычно наблюдать за малышами, которые играют с такими игрушками. Однако у детей они не вызывают никаких негативных эмоций. Для примера приведу ситуацию  из собственного опыта. Несколько лет назад, когда дочке было 3 года, я пошила   ей такую вальдорфскую   куклу без лица. Когда я спросила, чтокукла делает, она, не задумываясь  ответила: "Смеется"! Что сказать? Реакция детей является лучшим доказательством правоты мудрого немца Р.Штайнера.

Еще  вальдорфцы доказывают, что изготавливать  игрушкинеобходимо изприродного "теплого" материала. Если это конструктор, то он должен быть из дерева, куклы из натуральных тканей ( шерсть, хлопок), моделировать малыши должны из  глины и  воска (кстати, пластилин имел коммерческий успех только в 1955году, до этого дети пользовались глиной). Последователи этой точки зрения считают, что искусственные материалы (пластмасса, пластилин) мертвы, а глина, воск, дерево насыщены энергией солнца и, когда ребенок ими играет, то через кончики пальцев получает эту энергию.

 

В век химии я предвижу ваше недоумение и обоснованный вопрос «Где же я возьму натуральные игрушки? Полки детских супермаркетов ломятся от пластмассы и железа». Согласна. Но, если у вас есть  выбор -яркий пластмассовый конструктор или менее привлекательный, но деревянный, -  отдайте предпочтение второму. В вальдорфском детсадике в Японии я наблюдала картину, как воспитательница вместе с малышами делала спилы из дерева. Таким образом они создавали свой конструктор (позже дети из этих круглых брусочков строили башенки). Запах свежеспиленного дерева, ощущение теплой шероховатой поверхности брусочков, совместная деятельность  группы – поистине, все гениальное просто!