Ваше имя:
Ваш тел.:
Ваш email:

email рассылки Конфиденциальность гарантирована.

email рассылки

Дайте малышу возможность наслаждаться детством

Нет единой меры, которой можно было бы измерить взрослого и ребенка. Детство – это особый мир со своим языком, своими представлениями обо всем. Из-за непонимания законов детства, особенностей детской психики, мы требуем невозможного от малышей и потом на них же и обижаемся. Что я имею в виду? Для того, чтобы было  понятнее,  приведу несколько примеров : 

• Возьмем, такое понятие, как время. У малышей сложное отношение с этой категорией, оно совершенно другое, чем у взрослых. В детстве очень большая плотность жизни, за один час ребенок переживает столько впечатлений, сколько взрослый получает за день, два, а то и за неделю. Поэтому для малыша один час – это целая вечность, поэтому слова няни «Ничего страшного, мама придет через час» не утешат его, а грозное «после обеда» абсолютно ничего не значит, когда конфета лежит на столе. Мы обращаемся с ребенком с позиций своего ощущения времени, тогда как должны это делать с его позиций.

• Поведение ребенка подчиняется страху, желаниям, импульсам и фантазиям. Например, ребенок знает, что нельзя выбегать на дорогу. Но если его мама появится на другой стороне улицы, он бросится наперерез транспорту к ней, потому что в этот момент желание сильней разума и понимания. С этим связывают еще одну особенность функционирования детской психики, которую взрослым трудно понять. Ребенку всегда необходимо действовать мгновенно, для него не существует отсрочки, он не может ждать. Такие фразы, как «Мы узнаем это завтра», «Подожди, пока вырастешь», абсолютно пусты для малыша, это все равно что обещать взрослому исполнение его желаний через сто или тысячу лет. 

• Совершенно глупо требовать от 2-3 летнего малыша, чтобы он смирно стоял где-то в очереди. Одна из особенностей развития детей этого возраста – необходимость в физической деятельности. Бегать, прыгать, крутиться для ребенка так же естественно, как  для вас желание посидеть. 

• Быть ребенком - значит быть счастливым, что не исключает возможности временами ощущать злость, разочарование, эгоистические устремления. Совершенно нет смысла ждать, что в два года малыш будет убирать после себя игрушки или делиться ими. В этом возрасте ребенок эгоцентричен, он действует только в соответствии со своими желаниями и чувствами. Центрированность мышления  не моральная категория и не означает, что ребенок ставит собственные интересы выше других, действует ради собственной выгоды и во вред другим. Эта особенность мышления просто указывает на то, что ребенок данного возраста не способен посмотреть на мир с другой точки отсчета, кроме своей собственной. Ребенок   ощущает   себя  центром происходящего,  не  может  взглянуть  на себя  со  стороны. Центрированность детей проявляется и в том, что происходящее вокруг они воспринимают  как относящееся к  ним самим. Ребенок в этом возрасте  считает, что, когда он  идет  по улице,  луна следует  за  ним  или же что  папа  ездит  в командировки, чтобы купить ему подарки... Иногда эта особенность может стать причиной  серьезных эмоциональных  проблем  ребенка,  связанных  с семьей. В ситуации развода ребенок может прийти  к выводу, что отец ушел из семьи из-за его плохого  поведения.

• В 1,5 – 2 года малыш строит свои домики или рисует только там, где есть взрослые. В этом возрасте ему необходима любая ваша реакция, даже возмущения подойдут. Таким образом он получает подтверждение своего существования. 

• Ребёнок с трудом смешивает чувства (только что он обнимал свою сестру, но сейчас она не даёт ему куклу, и он лезет драться), неспособен подумать дважды; он сложно адаптируется к обстоятельствам (отказ в сладком перед обедом может вызвать истерику, несмотря на обещание конфет после нормальной еды); имеет не очень чёткое представление о себе (мамины эмоции  воспринимаются, как свои собственные), о своих границах и границах других (понравившаяся в песочнице чужая игрушка считается своей), плохо представляет, чего хочет (обо всем этом говорит в своих работах Ньюфелд). 

• Дети понимают все буквально и конкретно. Это  обусловлено детским своеобразным видением мира.  Поэтому,  если  вы в сердцах сказали ребенку: «Не люблю тебя», то ребенок  верит, что вы действительно охладели  к  нему. И наоборот, ваши  слова  о  теплых чувствах  к нему, даже  те  из  них, которых вы  и  не замечаете, являются целебным эликсиром для взволнованной души ребенка. Дети способны прямо  говорить о  своих чувствах к вам  и ожидают от вас того  же (об этом вы можете подробно прочитать у Хоментаускаса).

• Дети  в своем восприятии изменяют мир так, как им больше хочется. Принятие желаемого за действительное мы встречаем сплошь и рядом. В  их представлениях сплетается  казалось бы,  несовместимое, случайное, создаются невероятные конструкции, фантастические образы, теории о различных явлениях. Понять причину этого возможно, лишь разобравшись, как видит окружающую  среду сам ребенок. Однажды моя трехлетняя дочь подробно расказывала, как в мое отсутствие она ходила гулять с няней. На улице был мороз и для прогулки я никаких вещей не давала, поэтому  была очень удивлена, когда слушала, какие ботиночка одевала моя красавица, на каких санках они катались, как они упали и т.д. Сбитая с толку я спросила няню и узнала, что никуда они не ходили. Когда дочка услышала эти слова, она, не моргнув глазом, начала рассказ о том, как она сидела у окошка и для того, чтобы видеть, что происходит на улице, дышала на стекло и, когда она прислонила свой носик к этому стеклу, то и от него остались следы, получилось смешно и т.д.  Эти два диаметрально противоположных рассказа были наполнены такими деталями, что понять, какой из них ближе к действительности было невозможно. Взрослому в такие моменты очень важно понимать, что до лжи тут очень и очень далеко, наказывать малыша просто недопустимо.

• Интересное дети считают правильным, а неинтересное – неправильным.  Вы будете ругать ребенка за оторванные обои? Как вы ему объясните, что это нехорошо? Для вас "хорошо" или "плохо" зависит от вашего личного опыта, от общепринятых моральных норм. Но у маленького ребенка нет опыта, ему не на что опереться, чтобы решить, хорошо или плохо рвать обои. Если его как следует отругают, он, возможно, не будет больше этого делать, чтобы избежать неприятных последствий. В то же время этот эпизод может убить в нем зарождающееся стремление к творчеству. 

• У каждого ребенка такие  моральные  категории,  как хороший и  плохой,   часто  имеют  индивидуальное конкретное значение. Например,  для одного  хороший  -  это тот, кто  не плачет, кто моет руки и чистит зубы перед сном,  для другого - кто слушается маму.   Свои    индивидуальные,  конкретизированные   категории    ребенок распространяет  и на  других,

• Малыш  не обладает  такими мыслительными операциями, какие есть у нас. Он строит  свои  суждения, основываясь только  на внешнем впечатлении, а не на том, что представляет  собой явление на  самом  деле. Ребенок склонен  объединять  явления, не  обращая внимания на  наличие или отсутствие реальной связи между ними. Делает он это на  основе  внешнего сходства, присутствия аналогичной детали, совпадения во времени. Так   трехлетний ребенок убежден, что именно его плач  заставил  маму  вернуться  домой,  а не она  сама,  сделав  покупки  в магазине,  поспешила домой... Дети делают умозаключения на основе отдельных, иногда  случайных и даже не  существующих признаков. Эта  особенность хорошо видно в следующем диалоге:

      - Папа, мама старше тебя?- спрашивает четырехлетняя девочка.

      - Почему ты так считаешь? - удивился отец.

      - Мама больше ругает меня, чем ты...

Очень тонко законы детства чувствуют японцы, я бы сказала, что у них есть внутреннее понимание мира детства. Например, в садике страны Восходящего Солнца малыши не ходят и не сидят - они кричат, шумят, «летают», в общественных местах, скажем, в очереди, они не стоят «смирно», а крутятся «волчком». И никого это не раздражает. Японские взрослые понимают, что дети иначе не могут - на то они и дети. Шум и гиперактивность они рассматривают как естественное проявление детской природы. 

Многие воспитатели детского садика, который я посещала в Токио, говорили мне о том, что «детям важно иметь возможность вести себя в соответствии со своим возрастом, чувствовать себя детьми»,  что не надо бороться с тем, что свойственно детству, с тем, что является его закономерным спутником. Японцы очень часто говорят о «детскости в ребенке» и о необходимости сохранить ее в малышах, как можно дольше.  Они считают, что малыш ничего не делает «назло», он просто познает мир. Это его «работа», а вот  «работа» взрослого заключается в том, чтобы обеспечить ему безопасное и активное окружение, стать надежной гаванью, островом спокойствия в океане жизненных бурь, которых в детстве очень много.

 Мы с вами уже говорили, что для ребенка все впервые, ему постоянно приходится сталкиваться с новым опытом, а это очень энергозатратно. Его мозг работает с такой нагрузкой, которая не каждому взрослому под силу. Поэтому в детстве так важно знать, что  человек, которому ты доверяешь, знает, что делать, знает, как надо. Для ощущения детства наличие  взрослого, который РЕШАЕТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ, крайне необходимо. 

В заключение хотелось бы сказать, что нам, зачастую,  важен послушный ребенок сейчас, а не счастливый потом. В свое время великий американец Джон  Дьюи   воскликнул: « Жизнь ребенка со всеми её нуждами не менее драгоценна, чем жизнь взрослого. У ребенка есть право наслаждаться детством!». Дайте своему малышу возможность быть ребенком до того, как он станет взрослым, не торопите время, следуйте за его природой, не пытайтесь  сделать из наших детей взрослых до того, как  они к этому будут готовы.