Читая Андрея Лоргуса "Книга об отцовстве". Что понравилось?

  1. «Эдипов комплекс». Фрейд полагал, что это врожденный комплекс, что победа над отцом – необходимый этап развития детской души. Но оказалось, что это не так. Некоторые современные психоаналитики показали[1], что комплекс Эдипа развивается в основном, когда отец и мать соперничают между собой. Так что истоком эдипова комплекса можно считать не врожденный конфликт развития детской сексуальности, как думал Фрейд, а семейный конфликт, в который ребенок поневоле оказывается втянут. Это вовсе не необходимый этап развития личности, а настоящая трагедия. Конфликт с отцом совсем не обязателен.
  2. Свою мужественность мужчина может получить только от отца. Женская и мужская мужественность – разные, они не смешиваются. Поэтому для того чтобы стать мужественным мужчиной, необходимо наладить отношения с отцом. Каким бы он ни был – живым или мертвым, злым или добрым. Другого пути нет. Взять мужественность от другого мужчины мальчик может только условно – через культуру, через обучение, через ученичество. Но это другое, не основанное на родстве, ученичество. Оно дается намного труднее, проходя через недоверие и сомнение. Свою, подлинную, психологическую, родовую мужественность можно взять только от своего отца.

Как мне кажется, мужественность – это, во‑первых, ориентация на развитие, на успех, на достижения цели, а не на самолюбование или удовольствие. Во‑вторых, это ориентация на смысл. Мужчина движется к смыслу иногда вопреки комфорту и даже вопреки пользе для здоровья. И требует того же от ребенка. Мать, естественно, протестует: «Ты совсем не думаешь о здоровье детей! Они еще не оправились после болезни, а ты их уже тащишь в поход!» Такова функция матери: заботиться о здоровье и комфорте ребенка, пусть вопреки смыслу, пусть вопреки ценностям. Для нее важнее, чтобы дети были целы и благополучны. Поэтому мужчина, воспитанный женщиной, ориентирован на настоящее, а не на будущее. Он, в первую очередь, думает о последствиях, которые его ожидают в случае неудачи, а не о цели, которую может достичь. Он предпочитает оставаться в безопасности, а не рисковать, затевая нечто новое, даже если затея сулит блестящие перспективы. Если человек имеет обыкновение не доводить начатое до конца и отступать перед рискованными задачами, это чаще всего говорит о недостатке отцовского воспитания. В‑третьих, отец воспитывает любознательность. Как устроен автомобильный двигатель и космический корабль? Как управляют танком?

Подробнее...

Если мама на нуле?

Уже давно обнаружила эту статью в интернете, но источник у меня не записан. Если вы его знаете, буду вам благодарна за подсказку.
Вначале вы можете ознакомиться с основными тезисами, которые я выделила, а затем прочитать весь текст.

Основные тезисы:

Стадии Синдрома:

  • Первая стадия – стадия выдерживания, когда человек уже устал, ему еще тяжеловато, но он справляется.
  • Вторая стадия - нервное истощение, неврастения, «больше не могу», «сил больше нет». В этом состоянии любая задача – новая или требующая включения и дополнительной задачи – вызывает чувство отчаяния.
  • Совсем крайняя стадия ЭВ – это стадия деформации личности. То, что как раз бывает у врачей, педагогов. Это состояние, когда психика больше не может, астения мучительна по переживаниям и со временем психика включает защиту «Это не ты плохая, это они все уроды».Родители начинают думать, что это ребенок паразит, ненависть к ребенку начинается, общение с ним уже контролирующее, унижающее, агрессивное.

Надо понимать, что ЭВ не случается враз. Это не грипп, когда утром подхватил вирус, вечером подскочила температура. Это состояние накапливается постепенно. И надо понимать, что выйти из него быстро не получится.

Что делать?

  1. Снижать многозадачность. Если надо дома поработать, то поручить ребенка кому-то. Если закончили работу – то выключить телефон, почту, не думать о работе. Несмотря на запас прочности, который есть от природы, не надо испытывать себя!
  2. Включать режим экономии, надо все делать с минимумом усилий. Выявлять главное и на нем делать акцент. Занимаемся собой в первую очередь. Как тут не вспомнить правила авиакомпаний? «Сначала кислородную маску себе, потом - ребенку». Потому что выгоревшая, истощенная мать уже не сможет справляться с родительскими обязанностями.Потому что Ваша забота о себе – это вклад в Вашего ребенка.
  3. Принять свою неидеальность, более ласково и тепло относиться к себе.
  4. Обязательно 7-8 часовой полноценный сон, чтобы восстановиться. Надо придумать любые способы, чтобы этот сон обеспечить. Человек должен высыпаться хотя бы 2-3 раза в неделю. Нормально и регулярно есть, гулять.
  5.  Если есть признаки ЭВ, дойти до невропатолога и пить поддерживающее нервную систему. Здесь хороши витамины группы В, магний. Надо поддержать нервную систему, в том числе и таким способом.
  6. Просить родственников о любой помощи – финансовой, чтобы погуляли с детьми, взяли их на выходные. Важно позаботиться о себе! Не стесняться обращаться за помощью. Ничего важнее восстановления родительского ресурса в деле воспитания ребенка нет.
  7. Использовать для улучшения состояния любой ресурс, который помогает. Все, что улучшает физическое и/или эмоциональное состояние. Прогулки, хобби, баня, массаж. Не подходят тут любые химические стимуляторы, чай, кофе, алкоголь. Если Вы вообще не может без кофе или чая, надо что-то менять в своем расписании, а не "вздрючивать" ЦНС.
  8. Не бороться с выгоранием и собой. Борьба предполагает насилие. А истощенный человек на любое насилие, даже если это насилие над собой, еще больше истощается. Если Вы устали, если ребенок раздражает, надо себя просто пожалеть, признать, что Вы устали. Подумайте о себе тепло и ласково. Если бороться, приказывать себе не раздражаться – это приказ психике «отморозить» чувство. Отсечь от себя ту часть, которая устала. Ничего хорошего из этого не выйдет. Это не тот вопрос, который надо решать усилием воли. Если Ваше раздражение станет меньше, то и ребенок успокоится, с ним станет легче.

Подробнее...

Фильм "Танцовщица" (2016). Мои заметки

Посмотрела «Танцовщицу». История двух великих женщин, ставших синонимом Танца Модерн – Айседоры Дункан и Лои Фуллер. Критикуют фильм активно. Говорят о том, что режиссер много выдумал - додумал, что его история далека от реальной биографии Фуллер и т.д. Все может быть))) Мне интересно было совсем другое.
Для меня этот фильм – это две истории проживания успеха. Одна танцовщица, Айседора Дункан, идет по жизни легко, уверенно, изящно. Кстати, она и осталась в истории. Другая (Фуллер) шагает тяжело, с надрывом, неуверенно, по пути съедая себя изнутри. Ситуация огромного успеха одна, а ощущения двух женщин взаимоисключающие. В чем же дело?

Внутреннее ощущение своей значимости и ценности дается в детстве. Счастливчики те, кого родители обеспечили адекватной самооценкой. Тем, кому не так повезло, на протяжении жизни приходится работать над собой, чтобы прийти к этой пресловутой внутренней гармонии. Фильм «Танцовщица» - отличный ответ на реплики: «вы все усложняете, нас так не воспитывали, все равно ребенок ничего не помнит, жесткость еще никому не помешала, пусть с детства знает, что жизнь тяжелая штука и т.д....»
Любой человек может добиться Его Величества Успеха, но как ему будет житься ВНУТРИ этого успеха, вот в чем вопрос! Посмотрите вокруг ( у меня несколько таких примеров), есть люди, которые по всем критериям общества добились успеха, но глядя на них, счастливыми их не назовешь. Глаза не горят, издерганы и неврастеничны. Такое ощущение, что свой успех они тащут, как Фуллер, их Успех – это их Голгофа. Он не приносит им радости, драйва, как у Дункан, он их истощает. Трейлер фильма можно посмотреть в разделе "Видео"

 

 

 истощает.

Видео

Эти фильмы я советую на своих тренингах и мастер-классах:

  • 1
  • 2